воскресенье, 02 декабря 2012
на уроке занятости девочка-одиннадцатиклассница на вопрос: кем ты хочешь работать, отвечает: логистом, потому что это хорошая профессия, сейчас везде требуются спецы по логистике, зарплата нормальная. правильно, девочка. но на следующий вопрос: а тебе вообще нравится эта работа? - она звонко говорит: нет, я хочу быть учителем рисования и черчения, но я же понимаю, что денег никаких не будет, а у меня семья, сейчас родители, а потом и ребёнок, нужно их чем-то кормить.
я смотрю на неё: красивая девочка, чуть экзальтированная, вроде умная, наверняка хорошо учится. ответственная. меня такие же мысли посещали, правда, уже не в школе, а позже.
читать дальшедевочку убеждают: подумай, ещё полгода осталось, пусть ты будешь зашибать деньгу, что ещё вилами по воде писано хотя бы потому, что неизвестно, что будет через шесть лет и потому, что если не любишь свою работу, вряд ли станешь хорошим специалистом, так вот, пусть даже всё отлично у тебя сложится, самой-то тебе неужели окажется в кайф вкалывать только ради бабла, гнать от себя мысли о том, что вот зе фак, почему нет времени рисовать, а я так бы хотела, а нужно какие-то схемы обсчитывать...
интересно, что она всё же решит.
мою подругу предки убедили поступать в инст на пиар. а когда она не прошла по конкурсу, засунули её на платный филфак, "чтобы не терять год". спустя десять лет она говорит: "сейчас я понимаю всю хрень этой формулы - "чтобы не терять год". куда не терять? почему он теряется? если бы я пошла работать, что бы я потеряла?" я пять лет наблюдала, как мучается человек, очень умный, усидчивый, пытаясь освоить филологические термины и выучить немыслимое количество стихов, а по ночам осваивает фотошоп и корел, потому что интересно. год она не потеряла - хрен ли год, тут целая пятилетка универа оказалась похерена, по вине кого?
десятиклассник, победитель "молодёжной редакции" мне рассказывает, что ещё не выбрал, кем быть - колебается между врачом и журналистом. нехилый разрыв, да?
а ещё одна девушка говорила, что свою будущую профессию нужно выбирать уже... в пятом классе. а если ты в десять лет не знаешь, кем будешь работать - ты просто лох.
а я в семнадцать лет в ночь перед тем, как подать документы в институт, решила идти на филфак. до этого год готовилась поступать на инженера-технолога химического производства. не знаю, права ли была. нет, в том, что отвергла химзавод, это я, конечно, не накосячила. но если бы могла подумать ещё год, возможно, был бы другой вуз, другая дорога.
почему предки стремятсЯ запихать своих детей на вожделённую "вышку", мне понятно. очень понятно. пацанов непоступивших ждёт армия со всеми её настоящими и придуманными ужасами, это первое, и второе - и девки, и парни, поработав годик, вполне могут не захотеть продолжать своё обучение в стенах альма-матер. а всем родителям мечтается, чтобы ребёнок закончил вуз и устроился на "хорошую работу". что такое "хорошая работа", чаще всего они не сильно секут, но чуют, что с дипломом такую работу найти намного проще. у родителей, которые в своё время получили высшее, включается снобизм: я вот инженер, а чадо моё с дипломом техникума или ваще без диплома, это же полная хрень.
с естественным отбором смириться сложно. те, кто хочет получить, высшее образование, подадут документы в вуз и через год, и через два после окончания школы. будут хорошо учиться, и всё у них будет нормально. у себя в универе я видела таких кадров, которым не то что даже филфак противопоказан, а ненужно вообще высшее образование. это без оценок личности совершенно. но куда лучше для нихбыло бы какие-нибудь курсы закончить и идти работать делопроизводителем, не калечить свою психику нелюбимой специальностью.
в итоге юрфак тоже набуй не понадобился. работаю ви таки будете смеяться - складским логистом. уже около 10 лет