"Как будто кто-то в школе не знает, что мисс МакКанарейкл дымит как паровоз, пьёт как сапожник и ругается..."
Пока я на больничном, со мной приключился интересный экспириенс, про который как-то и писать неловко. Я в первый раз лет за десять, наверное, купила книгу. И вообще впервые в жизни книгу в электронке. Причём книгу, которую я уже читала и которая мне не понравилась.

Так как запись открытая, я не буду писать имя автора и название романа, но расскажу, как так получилось. Уже десять лет я почти всё читаю в электронном виде, уже отвыкла от печатных книг, за это время именно на бумаге прочитала совсем немного — штук десять произведений, которые не могла найти в электронном виде либо которые есть у меня дома и я их перечитываю. Брала у знакомых или в библиотеке, но бумажная книга для меня не очень удобна — если это не учебник или энциклопедия с таблицами и иллюстративным материалом, вот это в электронке читать сложно. Обычно же бумажная книга — это такой толстый том, который нужно как-то с собой носить везде — чтобы почитать на работе, в транспорте, в кафе и много где ещё. Конечно, я носила с собой книги раньше, когда электронные ридеры ещё не появились в продаже, но и тогда это было неудобным, и я с радостью перешла на цифру.

Так вот, цифру я не покупала никогда. Наверное, это тоже было причиной лет десять назал — книги тогда стали стремительно дорожать, позакрывались все магазины, где продавали подержанные издания. И если раньше я могла сходить в магазин и купить всё, что мне нужно, на сумму, не так ощутимую для кошелька, то сейчас это невозможно. В магазинах дикие наценки, покупать дешевле — заказывать через инет и ждать несколько дней или даже недель.

А в электронке ты заходишь куда нужно, за пару секунд качаешь и всё, наслаждайся. Можно накачать на год вперёд и всё закинуть в память ридера. Угрызения совести за то, что я бесплатно использую чей-то интеллектуальный труд, меня не преследовали: в месяц я могу прочитать десяток книг, если за все я буду платить, мне будет нечего жрать. А не читать я не могу. Джоан Роулинг, например, и без моих денег не обеднеет, а вот я могу и обеднеть.

Я не говорю, что такая позиция правильная, скорее, даже нет. Я просто рассказываю, как я думала. Тем более за всё это время я очень редко читала книги авторов неизвестных, для которых то, что я их прочла бесплатно, будет как-то важно. Ну эммм любой американский или британский писатель, грубо говоря, сам мне может подкинуть на бедность, если пожелает — такая разница у нас в доходах.
Ну или я читала русских авторов, которые свои произведения выкладывают в свободный доступ — как Коростелеву, например.

А тут я заболела, и мне хотелось что-то очень лёгкое, простое прочитать. В одном из списков, куда я копирую названия книг на все случаи жизни, я увидела название, которое показалось интересным, — про книгу писали как про легкую, фэнтезийную, увлекательную. Я качнула её с флибусты и прочитала и начало, и продолжение. Книга из нескольких частей, я осилила две и поняла, что это совсем не моё: не нравится жанр, герои, язык. Но автор ныне живущий в России, со своими почитателями, дай, думаю, посмотрю в Интернете про этого человека.

У автора активная страница в соцсети, и на этой странице сразу же написано, что писатель просит свои книги не скачивать, а официально покупать. Объясняет, что это его единственный источник дохода. И ещё — сразу же сообщает, что находится в трудной ситуации, что это за ситуация и на что пойдут деньги. Имхо, это немножко манипуляция, но манипуляция честная — а что же, человеку скрывать, что у него есть определенные проблемы в жизни, которые нужно решать, и на это нужны деньги?

Наверное, тут я впервые подумала про писательство как про работу. Ну то есть первая мысль у меня была так себе с точки зрения морали: ну нужны автору деньги, пусть он заработает, а не у читателей выпрашивает. Своей мысли я тут же ужаснулась: так он и работает вообще-то, пишет книги, которые можно купить, а не лонейшн просит (хотя я и против донатов ничего не имею, но это другая финансовая модель). Короче, я два дня над этим всем размышляла, а потом купила официально эти две уже прочитанные книги. Посмотрела страницу автора — ну мы с этим человеком в одной стране живём и примерно на одинаковом уровне дохода. Пусть книга и оказалась для меня неинтересной, но ведь человек её писал, у него есть поклонники, то, что мне не зашло, — только моя проблема)

Не знаю, что теперь думать — в какую сторону. Может быть, это мой маленький шаг в сторону от пиратства. А может и нет.

Ещё объясню немного о своей позиции — возможно, на ней повлияло и то, что мои журналистские тексты распространяются бесплатно, и я считаю это нормальным. Я всегда была против пейволла и не считаю его успешной финансовой моделью. Проблема в том, что успешной модели для СМИ я пока так и не вижу — если это средства инвестора, то инвестор получает право влиять на политику редакции. Если это исключительно доход от рекламы — так покажите мне хотя бы одно издание, которое на доход от рекламы живёт, я с удовольствием бы расширила свой кругозор. Это уже другая тема, поэтому закругляюсь, но подумать мне пока есть о чём.

А сейчас я перечитываю Грина. Его мне качать с телеграма не жмёт — Александр Грин давно умер, совершенно забытый тем государством, в котором жил. Собрание сочинений, которое я читаю, было издано тоже давно. Так что кому я могла бы заплатить, даже не вижу.

Комментарии
28.09.2019 в 16:08

Ты сделана из того, что ты делаешь.
Я всегда рассуждала так же, как ты и качала бесплатно, но примерно год назад задумалась о том, что это неправильно, и что я бы хотела книги покупать. Но поскольку все это время я находилась в большой финансовой дыре, это были сильно теоретические рассуждения. А тут вроде как с деньгами наладилось и как раз пару недель назад мне захотелось прочитать одну книгу (не художку), а на Флибусте ее не было. А на литресе была. Да ещё по скидке. Да ещё я читаю блог автора в Инстаграме, понимаю, что это за человек и как живёт. В общем, купила! Смешанные чувства))
Пока для себя решила так: иностранных авторов точно покупать не буду, а современных отечественных пожалуй да... Но я нечасто что-то новое добавляю, у меня и так в читалке больше пятисот книг)) Так что посмотрим.
28.09.2019 в 16:09

Было всё. Мне есть, что вспомнить. ஆ Люблю. Потому что ненависть портит карму. ஆ Веди меня или уйди с моей дороги!
Я в среднем читаю 20-30 книг в месяц, поэтому, да, современные бумажные издания мне не по карману)
Я не плачу за то, что однажды было куплено и лежит в шкафу, а я хочу перечитать в электронном виде.
Я не плачу за то, что мне не понравилось.
Я не плачу, если книжка мне попалась и понравилась, но я не смогла легко и быстро найти где же заплатить автору.
Но я плачу в остальных случаях. Перевожу донейшен или покупаю.

Я сама автор, хотя заработок с книг - это так, на чашку кофе, платят очень плохо. Издательство ставит крошечный тираж, отследить что там допечатывают и в каких количествах - очень сложно.
Поэтому последние годы я либо пишу "литературным рабом", либо в стол) Выкладывать на самиздат или куда-то ещё мне просто лень.
28.09.2019 в 19:20

"Как будто кто-то в школе не знает, что мисс МакКанарейкл дымит как паровоз, пьёт как сапожник и ругается..."
Спасибо за ответы! с вами во всём согласна) сегодня гуляла и думала, что даже если автор от меня получит совсем немного, на чашку кофе — это тоже неплохо, я сама люблю кофе, почему не отплатить человеку, который написал книгу, хотя бы тем, чтобы он купил себе латте в старбаксе)

Quanda, иностранных авторов точно покупать не буду, а современных отечественных пожалуй да...
вот и я тоже так думаю.

Киллери, а если не секрет, не обидно ли тебе (наверное, неправильно слово подобрала, но не знаю, как иначе сказать) писать в стол? То есть получается, что тебе не важно, прочитает ли кто-то, ты пишешь ради процесса? Или это из-за того, что связываться с издательством геморройно?
28.09.2019 в 20:06

Было всё. Мне есть, что вспомнить. ஆ Люблю. Потому что ненависть портит карму. ஆ Веди меня или уйди с моей дороги!
skyfox-ilse, мне безумно нравится сам процесс)) читают близкие, среди них есть и восхищённые фанаты и строгие критики. Мне так нравится писать, что я получила вышку по журналистике, в процессе учёбы, много где постажировавшись, поняла, что в общем-то, преподавать мне нравится гораздо больше, чем заниматься журналистикой.
Рукописи лежат, время от времени я их даже редактирую, может однажды я получу достаточный пинок, чтоб всё же отдать в издательство)) Текущую книгу я пишу вместе с другом, он человек активный, может и отправим на публикацию.
28.09.2019 в 20:13

Ты сделана из того, что ты делаешь.
Еще хочу отметить, что платить деньги напрямую авторам приятнее, чем магазину. У Олди, например, есть свой сайт, где можно их книги скачать, и там точно деньги им идут, там я без сомнений куплю.
29.09.2019 в 05:56

Ворон-говорун. Ахо! Ахо!
Все это здорово... только помимо автора в процессе издания книги задействовано много людей. В первую очередь - переводчик, редактор и корректор.
Зарубежные авторы может и обойдутся без наших денег. Но вот эти люди нет. И хороших редакторов и переводчиков с каждым годом все меньше. А издательский бизнес давно превратился в скрытую монополию эксмо, которая крайне поскудно поступает, как с авторами, так и с читателями.
А еще не стоит удивляться, если в итоге издательство бросает циклы на второй книге, не переводит продолжений и новых книг автора. Потому что им это не выгодно.

Кстати, у того же литреса безумное количество акций по партнерским программам и книги можно покупать с очень хорошими скидками.
Количество официально проданных экземпляров важно само по себе. Для отечественных авторов вообще как воздух. Даже при толпе фанатов в инете их отказываются печатать, потому что книги плохо продаются.
29.09.2019 в 15:06

The world is a comedy to those who think, and a tragedy to those who feel
а я читаю по подписке, для меня самый удобный формат. просто однажды надоели все эти пляски с бубнами вокруг скачивания, ну по крайней мере у меня были пляски. по акции (которые нередко бывают у разных сервисов) оплатила за премиум подписку за год около двух тысяч, и теперь не жалею совсем. и есть это приятное ощущение, что все правильно, легально.
но все же очень скучаю по бумажным книгам. в моем идеальным мире я бы ходила в книжные и брала бы все, что понравилось...
29.09.2019 в 17:16

"Как будто кто-то в школе не знает, что мисс МакКанарейкл дымит как паровоз, пьёт как сапожник и ругается..."
kaya_hen, да, об этом я тоже думаю. ты права. Особенно я задумываюсь про корректоров — у них небольшие зарплаты, и многие издания от них уже отказываются или отказались (в ленте и медузе нет корректоров, например), и это не есть гуд.

femme mariee, а у тебя на литрес подписка? там можно читать только онлайн или оффлайн тоже?
29.09.2019 в 21:39

The world is a comedy to those who think, and a tragedy to those who feel
skyfox-ilse, не, у меня mybook. оффлайн, конечно, можно
29.09.2019 в 22:09

...life is perfect. life is the best, full of magic, beauty, opportunity, and television. and surprises...lot's of surprises, yeah. and then there's the best, of course. better than anything anyone ever made up, 'cause it's real.
Я покупаю в бумажном виде то чего нет в электронике или то что точно буду перечитывать. Из последнего это книги Андрея Оплетаева и книга про фильм Богемская рапсодия. На следующей неделе куплю очередную книгу Лехи Никонова.
29.09.2019 в 22:55

"Как будто кто-то в школе не знает, что мисс МакКанарейкл дымит как паровоз, пьёт как сапожник и ругается..."
Falka, Оплетаева я как раз и хотела на бумаге купить) Потому что в электронке нигде нет, а ине интересно прочитать.
29.09.2019 в 23:02

"Как будто кто-то в школе не знает, что мисс МакКанарейкл дымит как паровоз, пьёт как сапожник и ругается..."
femme mariee, спасибо, посмотрю, возможно, оформлю на них подписку)
30.09.2019 в 11:43

The world is a comedy to those who think, and a tragedy to those who feel
skyfox-ilse, есть еще и bookmate, и другие)
к новому году скорее всего будут какие-нибудь скидки на подписку. если не забуду, я свистну)
30.09.2019 в 15:05

...life is perfect. life is the best, full of magic, beauty, opportunity, and television. and surprises...lot's of surprises, yeah. and then there's the best, of course. better than anything anyone ever made up, 'cause it's real.
skyfox-ilse, скоро будет в электронке официально от автора
30.09.2019 в 15:51

"Как будто кто-то в школе не знает, что мисс МакКанарейкл дымит как паровоз, пьёт как сапожник и ругается..."
femme mariee, спасибо, было бы здорово)

Falka, хорошая новость)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии